Публикации

Актуальные вопросы развития арбитража

Правовое регулирование внесудебного разрешения споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, приобретает все большую актуальность. 3 марта Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан (НПП РК) совместно с Королевским институтом арбитров Великобритании (CIArb) была проведена международная конференция по теме «Актуальные направления развития международного арбитража». Участие в конференции приняли представители зарубежных и отечественных арбитражных учреждений, а также Министерства юстиции и Верховного Суда Республики Казахстан, действующие арбитры, ученые и юристы.

Участники конференции выступили с докладами и обсудили ряд проблемных вопросов арбитражной деятельности, обозначили свое видение по проекту единого закона об арбитраже. Проект закона подготовлен Министерством юстиции с участием других государственных органов и общественных организаций. Новый закон направлен на регулирование как внутреннего, так и международного арбитража. На конференции отмечалась позитивность норм проекта закона, обеспечивающих развитие внесудебных (альтернативных) способов разрешения споров.

В то же время, как показали выступления участников конференции, имеется ряд предложений по его совершенствованию. Акцентировалось внимание на необходимости установления единого режима для внутреннего и международного арбитража, что обеспечит его привлекательность для отечественных и иностранных субъектов предпринимательства.

При этом особо подчеркивалось целесообразность обеспечения соответствия закона международным нормам, определенным в Типовом Законе ЮНСИТРАЛ (утвержден Генеральной Ассамблеей ООН Резолюцией от 11 декабря 1985 г.), а также международным Конвенциям, к которым присоединился Казахстан.

К примеру, Типовой закон (статья 6) и Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ (статья 6) определяют возможность возложения на государственный суд или иной компетентный орган выполнение определенных функций содействия и контроля в отношении арбитража. Это в полной мере согласуется и с положениями статей 4 и 10 Европейской конвенции «О внешнеторговом арбитраже». Причем выполнение таких функций должно быть оговорено в законе конкретного государства.

Согласно названным международным актам к полномочиям компетентного органа могли быть отнесены спорные вопросы, связанные с назначением и отводами арбитров, установлением юрисдикции арбитража.

Иные функции, перечисленные в пункте 2 статьи 34 Типового закона ЮНСИТРАЛ, касающиеся возможности отмены арбитражных решений, целесообразно оставить за государственным судом.

Такие предложения представляются правомерными и соответствующими общим и специальным принципам деятельности институтов альтернативного разрешения споров

При принятии единого закона об арбитраже в первую очередь возникает необходимость указания в нем четкого понятийного аппарата, о чем также отмечалось на конференции. По своей сути понятия «арбитраж» и «третейский суд» однозначны. В едином законе целесообразно отметить это обстоятельство. При этом наряду с термином «арбитража», выступающего по существу в качестве учреждения, должно быть введено и понятие «арбитражного суда», обозначающего состав арбитров этого суда – единоличный или коллегиальный. Эти понятия присущи Типовому закону ЮНСИТРАЛ и международным Конвенциям.

Представляется обоснованной озабоченность отдельных выступающих о необходимости введения запрета на образование арбитражных органов при отраслевых фирмах и компаниях. Арбитражные учреждения не должны быть «карманными» и зависимыми от чьего-либо влияния, ибо тогда теряется доверие к ним.

Доверие к институтам альтернативного  разрешения споров обусловлено не только характером их деятельности, возможностью выбора самими сторонами конкретных арбитров и арбитража, но и обеспечением их реальной независимости (финансовой, организационной и функциональной). Этот основополагающий принцип также должен быть четко прописан в новом законе. В свою очередь качество разрешения спора, принятие обоснованного и справедливого решения, а это можно сказать главное, зависит от профессионализма арбитров. Поэтому участие арбитра со специальным образованием, например экономическим, техническим, в коллегиальном составе, не исключается, о чем также отмечалось участниками конференции. Такого запрета нет и по международным стандартам.  

В обсуждаемом проекте закона имеется ряд статей, устанавливающих обязательные нормы процедурного характера, применительно к гражданскому процессуальному кодексу, например ограничения по отдельным срокам, реквизиты решения, протокола судебного заседания и другие. Между тем, основными правилами ведения процесса каждого постоянного арбитража являются их Регламенты, которые по своей сути являются частью арбитражного соглашения. Поэтому непосредственно закон не должен ограничивать арбитражное разбирательство какими-либо рамками, особенно когда они отсутствуют в международных актах. То есть должен обеспечиваться принцип процедурной диспозитивности (возможность самостоятельного определения сторонами процедурных правил), присущий частному  (негосударственному)  учреждению.

В редакции представленного проекта присутствует статья, регулирующая пересмотр арбитражных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Ее содержание однозначно содержанию в процессуальном кодексе для пересмотра судебных решений. Между тем, арбитраж не относится к государственной судебной системе, его решения являются окончательными и не пересматриваются в порядке, определенном для государственных судов.

В Парламенте страны на рассмотрении находится проект нового Гражданского процессуального кодекса (ГПК), который в нескольких главах определяет деятельность третейских судов и международного арбитража. Принятие единого закона об арбитраже должно четко синхронизироваться с нормами ГПК. По этому вопросу от участников конференции высказывались предложения относительно необходимости одновременного принятия названных законов, тем более, что по проекту ГПК его введение планируется с начала будущего года.

Как отметили участники конференции, эти и другие вопросы нуждаются в дополнительном обсуждении в целях принятия закона, способствующего дальнейшему развитию арбитражной деятельности в стране, становлению арбитража, отвечающего общепринятым международным стандартам.   

 

Генеральный секретарь Центра арбитражного разбирательства НПП РК, кандидат юридических наук Д. Шамшиев

 
Юрист Центра арбитражного разбирательства НПП РК А. Линник