Публикации

Комплекс мер по развитию отечественного арбитража

 

Шамшиев Джумабай Ахмедиярович,
Генеральный секретарь Центра
арбитражного и третейского
разбирательства НПП РК, к.ю.н. 

 

 

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, мне хотелось бы выразить признательность гостям конференции за принятие участия в ее работе. Тема очень важная для динамично развивающегося Казахстана. Ваш опыт, выводы, рекомендации имеют для нас большое значение.

Главой государства было дано поручение о принятии «комплекса мер по развитию отечественного арбитража, работающего по общепринятым международным стандартам», в том числе «подготовить единый закон об арбитраже». Такой проект закона уже подготовлен Минюстом с участием других госорганов и общественных организаций. Следует отметить, что Закон всесторонне проработан, и отличается высоким качеством. В тоже время как показали выступления участников конференции, имеется ряд предложений по его совершенствованию.

Много говорилось об особенностях арбитражной деятельности, которые, на наш взгляд, должны быть учтены при разработке законопроекта. К примеру, полагаем возможным поддержать вопросы, связанные с независимостью арбитража, обеспечением добровольности совместного выбора сторонами способа разрешения спора, арбитров и процедурных правил, а также минимизации вмешательства госорганов в деятельность этого частного (негосударственного) учреждения.

В этой связи следует подчеркнуть, что арбитраж является не только способом альтернативного разрешения споров (АРС), но и своеобразным институтом саморегулирования гражданского общества, направленным на снижение конфликтности и укрепление социально-экономической стабильности.

Обоснованным является и предложение об установлении единого режима для внутреннего и международного арбитража, что обеспечит единообразие в толковании и применении арбитражных норм.

При принятии единого закона об арбитраже возникает необходимость указания в нем четкого понятийного аппарата. В частности, следует учесть, что понятия третейского судьи и арбитра по своей юридической сути являются синонимами. В едином законе об арбитраже, как мы полагаем, понятие «арбитраж» будет означать и прежний третейский орган, о чем целесообразно указать в законе. Наряду с понятием «арбитража», выступающего по существу в качестве учреждения, должно быть введено и понятие «арбитражного суда», обозначающего состав арбитров этого суда – единоличный или коллегиальный. Как это сделано в Типовом законе ЮНСИТРАЛ.

Типовой закон (статья 6) и Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ (статья 6) определяют возможность возложения на государственный суд или иной компетентный орган выполнение определенных функций содействия и контроля в отношении арбитража. Причем выполнение таких функций должно быть оговорено в законе конкретного государства.

Поэтому в разрабатываемом законе об арбитраже следует ввести не только такую норму, но и понятие компетентного органа (можно назвать его уполномоченным органом), и определить его функции.

Необходимость введения в закон понятия и функций уполномоченного органа вытекает и из статьи 4 Европейской конвенции «О внешнеторговом арбитраже», предусматривающей наделение соответствующими полномочиями такой орган.

Согласно указанным нормам Типового закона и Европейской конвенции суд или уполномоченный орган решают вопросы, связанные с назначением арбитров постоянного арбитража, установлением его юрисдикции, формированием состава арбитров в случаях, когда стороны – истец и ответчик, не могут достичь соглашения по этим вопросам.

Иные функции, в частности, перечисленные в пункте 2 статьи 34 Типового закона ЮНСИТРАЛ, (предусматривающие возможность отмены арбитражных решений) целесообразно оставить за государственным судом.

В настоящее время в Республике нет единого центрального органа осуществляющего мониторинг арбитражной деятельности, подготовку арбитров и медиаторов с выдачей сертификатов международного значения, организующего исследования в этой области и сотрудничество с зарубежными арбитражными учреждениями. Отсутствует и статистика о наличии в стране постоянных арбитражей и третейских судов. Анализ эффективности их деятельности, по сути, не проводится. Эти и другие вопросы могут быть также отнесены к компетенции уполномоченного органа или ассоциации (палаты) арбитров (постоянно действующих арбитражей).

Отдельного внимания требуют вопросы не только организации обучения и повышения квалификации арбитров, но и материально-технического обеспечения их деятельности. На начальных стадиях становления они нуждаются в поддержке.

Доверие к институтам альтернативного разрешения споров обусловлено не только характером их деятельности, возможностью выбора самими сторонами конкретных арбитров, арбитража и применимого права, но и обеспечением их реальной независимости. На сегодня многие из них находятся при различных фирмах и компаниях, выполняя роль «карманных» арбитражей.

Поэтому, принимая во внимание данное обстоятельство, было бы рациональным в готовящемся законе об арбитраже предусмотреть возможность его финансирования за счет средств образованного для этих целей специального фонда, а также иных средств, не запрещенных законом. В том числе выделяемых Палатой (Ассоциацией) арбитров, или Уполномоченным органом на возвратной основе.

Независимость арбитража является основополагающим принципом его деятельности, и он должен быть четко прописан в новом законе, предусматривающем обеспечение его основных составляющих звеньев, в том числе, организационной, финансовой и функциональной независимости.

Необходимо учесть и возможность расширения компетенции арбитража по разрешению дел, вытекающих не только из гражданско-правовых, но и других правоотношений, а также независимо от субъектов государственной принадлежности.

Следует отметить, что в арбитражном производстве не исключается возможность урегулирования споров путем медиации. К примеру, по Типовому закону ЮНСИТРАЛ (статья 28) арбитражный суд принимает решение в качестве дружеского посредника, когда стороны прямо уполномочили его на это. Указанная норма, может быть оговорена и в новом законе.

Уважаемые коллеги. Все высказанные предложения будут нами обобщены и изложены в специальном издании.

Мы уверены, решение названных вопросов, поможет становлению эффективного арбитража в стране, соответствующего высоким международным стандартам, что в свою очередь позитивно скажется на инвестиционной привлекательности Казахстана и активизации предпринимательской деятельности.

Новости

  • 20.10.2020

    Мастер-класс от МАЦ МФЦА / Master class from IAC AIFC

    Мастер-класс по написанию арбитражного решения Международный арбитражный центр (МАЦ) рад пригласить вас принять участие в мастер-классе по написанию арбитражных решений,
  • 16.06.2015

    Нормативно-правовые акты

    Регламент Центра Арбитража и Медиации соответствует типовому регламенту  ЮНСИТРАЛ европейской конвекции и составлен в рамках законодательства Республики Казахстан.
  • 15.06.2015

    Изменения в сфере законодательства

    В настоящее время в парламенте Республики Казахстан находится на рассмотрении проект нового закона об арбитраже, который разрабатывается в соответствии с
  • 1